Спортивный характер конкурсного бального танца
Конкурсные бальные танцы – искусство или спорт? Этот вопрос не раз звучал в интервью со многими танцевальными парами. Однако он утратил актуальность после признания Международным Олимпийским Комитетом (МОК) Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF, ныне WDSF) полноправным членом МОК, что определило спортивный характер бального танца. В этой статье обсуждается значение термина “спорт”, применимого в анализе конкурсного бального танца, без акцента на его художественной составляющей.
Как правило, конкурсный танец подразумевает под собой художественный спорт. Маркус Хилтон дал отличное пояснение этому утверждению в беседе с Рут Гледхилл: “Танцор должен иметь стиль, элегантность и талант артиста балета и, в то же время, энергию марафонца с уровнем выносливости атлета. Объединение этих качеств и формирует истинного бального танцора“.
Физические усилия, прилагаемые конкурсными бальными танцорами (исполнителями высокого уровня), изучались путем сравнения определенных жизненно важных показателей во время исполнения ими квикстепа на паркете и аналогичных усилий, приложенных спортсменом во время преодоления 800-метровой дистанции на трассе.
Ранее, в девяностые годы, проводилось еще одно сравнение, которое показывало на разделенном экране работу пары на коньках и танцоров высокого уровня, исполняющих квикстеп. Обе пары показывали одинаковые фигуры с похожими связками, и зритель мог сравнивать скорость движения и эквивалентные друг другу позиции на протяжении всего номера. Но является ли уровень физических усилий и энергетических затрат достаточным основанием полагать, что конкурсный танец – это спорт?
Естественно, хорошая физическая форма позволяет танцорам достигать более высокой производительности, сохраняя при этом видимость легкости с небольшими усилиями, учитывая присутствие таковых. Как сказал Маркус Хилтон, так и должно быть.
Я видел чемпионов, с одышкой добирающихся до раздевалки после взрывного квикстепа, но, несомненно, они бы и дальше танцевали свой танец без перерыва, не выказывая признаков усталости и демонстрируя такую же яркость. Однако физических усилий не достаточно, чтобы считать конкурсные танцы видом спорта. Великие танцоры, исполняющие свои номера на сценических площадках также прикладывают немало усилий во время шоу, расходуют энергию, что, безусловно, сопоставимо с бальными конкурсантами. Но это не повод считать их спортсменами.
На мой взгляд, Хавьер Мора, давший в 1995 году интервью испанскому журналу “Ressons de Ball” был прав, подчеркнув спортивную направленность конкурсного бального танца, исходя из предмета его регулирования. Этимологически, слово “спорт” (“deporte” по-испански) происходит от латинского слова “deportare”, что означает трансфер, передачу, предполагая, возможно, идею отвлечь разум и оторваться от повседневной работы.
Словарь испанской королевской академии языка предлагает два значения термина “спорт”, одно из которых раскрывает суть, его этимологический смысл, понимая под ним “хобби и развлечение”, добавляя и “физические упражнения”. Но в таком смысле спорт – это не только конкурсный танец, но и социальные танцы, а также свободное плавание в бассейне и поход с семьей.
С другой стороны, по версии того же словаря, ссылающегося на Хавьера Мору, спорт – «это физическая активность, осуществляемая как игра или соревнование, практика которой связана с обучением и подчинением стандартам». Здесь заложено трактование спорта в его в самом узком, специфическом смысле. Однако не учтено наличие институции, как правило, Спортивной ассоциации или Федерации спорта, защитника правил, регламентирующего процесс.
Можем представить себе первые танцевальные конкурсы начала ХХ века. Тогда люди танцевали в таких же бальных залах, но для развлечения. Пары, входя в зал, записывались, и имитировали то, что происходило в зале во время общего танца: несколько пар танцевало на паркете, пытаясь доказать свое качество и свою способность занять особое место среди других пар. Разумеется, они выходили на танцпол из зоны, где у них были свои места за столиками для ожидания своего захода.
Конечно, были какие-то правила, хоть и очень простые, и, конечно, были результаты. Но то была эпоха пионеров, и вскоре, с участием лучших пар они организовали то, что вскоре можно было назвать чемпионатом мира того времени. Но всего этого не достаточно, чтобы считать те соревнования спортивными, ведь им не хватало организационных и институциональных элементов.
Вначале не было различия между любительским и профессиональным танцем, но в конце двадцатых годов возникли обе международные ассоциации – любителей и профессионалов. Однако предшественником современных организаций является FIDA, основанная в 1935 году (Международная федерация любительского танца), «эмбрион» нынешней версии WDSF и ICBD, основанной в 1950 году (Международный Совет по бальным танцам) и исток нынешнего WDC.
Черта, которая позволяет отнести конкурсный танец к коллективному виду спорта, связана не с физическими усилиями, а с институционализацией состояния конкуренции, правил и стандартов, рейтингов, календарей соревнований и чемпионатов. Если конкурсный танец считается спортом, то не благодаря своей сути.
В сентябре 1997 года, спустя много времени после того, как бальные танцы были подчинены ассоциациям, функционирующим как настоящие спортивные федерации, МОК дал официальный статус этому виду деятельности, назвав его видом спорта. Это признание содействовало интеграции бального танца в национальные Олимпийские комитеты.
В интервью Маркуса Хилтона, процитированном в начале, он спрашивал себя о последствиях, которые может иметь формат и особенности турниров по танцевальному спорту. Это будет видно со временем. То, что уже произошло, – теплые отношения между WDSF и WDC, которые в 1965 году подписали соглашение об уважении друг к другу в управлении сферами любительских и профессиональных танцев, были нарушены после признания МОК конкурсных бальных танцев видом спорта. Наверное, только главы обеих организаций знали подноготную этого расхождения, но, несомненно, многие восприняли его с разочарованием и печалью.
Автор: Винсент Менгуел (Vincent Mengual)
Эпилог Бэрри Пеинки (Barry Peinke)
Несмотря на то, что дороги профессиональной и любительской организаций разошлись спустя много лет дружбы и сотрудничества, это решение не было лишено некоторой выгоды. Давайте подумаем о плюсах.
Разделение означает пресечение глобальной монополии, где формат – один для всех. Все это породило два мира любительских танцев и два профессиональных, где танцоры и тренеры имеют возможность выбора собственного пути, руководствуясь своими возможностями и убеждениями.
WDC является членом TAFISA (Международная ассоциация содействия развитию массового спорта) и WADA по дисциплине спортивных танцев, но это позволило развить танец до той его степени, где элегантность и искусство, характер, музыкальность по-прежнему имеют важное значение. Артистизм – это суть.
Без всякого сомнения, огромные физические нагрузки конкурсным танцорам сегодня необходимы, как и в балете, и мировых театрах танцев, но художественный элемент по-прежнему актуален. Олимпийский и спортивный лозунг «быстрее, выше, дальше, сильнее» не должен доминировать в мышлении танцора…
Источник: wdced.com